Возврат товара

Автор
юрист
8 (964) 436-21-56


Возврат товара в магазин является очень живой и актуальной темой, с которой мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Начиная от покупки бытовой техники и заканчивая предметами повседневного обихода.

В современном обществе, где выгода для продавца является первостепенной задачей, покупатель часто сталкивается с проблемой обмена или возврата купленной вещи.

Чаще всего незнание законодательства в сфере защиты прав потребителя как со стороны продавца, так и со стороны покупателя приводят к конфликтным ситуациям, которые по своей природе исключают стороны к обоюдному согласию.

В сегодняшней статье я хочу ознакомить Вас с основными аспектами, касающихся возврата-обмена товара.

Данная статья основана на нормах статьи 502 Гражданского кодекса РФ и положениях Федерального закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту ФЗ № 2300-1).

В первую очередь начнем с нужной нам терминологии:

Товар - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.

Обмен – замена приобретенного товара в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Возврат – это возвращение приобретенного товара продавцу и получение уплаченную за него денежную сумму.

Товар бывает:

  1. Надлежащего качества – товар, у которого отсутствуют видимые и внутренние дефекты или недостатки.
  2. Ненадлежащего качества – товар, у которого имеются в наличии недостатки или ряд недостатков.

Поговорим об этом более подробно.

Что же такое Возврат товара надлежащего качества?

Если говорить просто, то речь идет о возврате товара, который не имеет видимых или внутренний дефектов, который не удовлетворил Вас как покупателя формой, габаритами, фасоном, расцветкой, размером или комплектацией (товар просто не понравился).

Важно помнить про состояние возвращаемого товара, ФЗ № 2300-1, ст.25 п.1:

«Подлежит обмену или возврату товар, который не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также иметься товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ».

Хочу обратить внимание на то, что возврат товара надлежащего качества возможен лишь при отсутствии в день обращения аналогичного товара. Только в этом случае покупатель может отказаться от исполнения договора купли-продажи. В остальных случаях речь идет об обмене товара. (ФЗ № 2300-1 ст.25 п.2.)

Сроки возврата либо обмена товара.

ФЗ № 2300-1 ст.25 п.1: «Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки».

Отсутствие кассового или товарного чека.

«Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований» ст.18 п.5 ФЗ № 2300-1.

В вопросе обязательного предъявления кассового чека стоить отметить главное, то что речь идет о доказательстве приобретения вещи в том или ином магазине. В качестве доказательств так же можно использовать свидетельские показания, выписки из банков, счетов (если речь идет о безналичном расчете) и т.д.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что когда продавец или менеджер заявляет Вам, что обмен или возврат приобретенного товара невозможен из-за отсутствия чека, но при этом он не отрицает факт покупки товара в данном магазине, его отказ обменять или возвратить денежные средства за приобретенный товар – незаконен!

Говоря про товар надлежащего качества, рекомендую Вам ознакомиться с перечнем товаров, которые не подлежат возврату либо обмену: «перечень №1», т.е. речь идет о том, что даже если товар по любой из вышеперечисленных причин вам не подошел, вернуть или обменять будет невозможным!

Иногда мы сталкиваемся с надписью «товар не меняем, товар возврату не подлежит», главное понимать, что если товар не попадает в указанный перечень такое требование является незаконным.

Возврат товара ненадлежащего качества.

Здесь речь идет о том, что при покупке вещи вами был выявлен дефект (плохо прошитый шов на джинсах или любой другой товар, который не соответствует заданным характеристикам и прочее).

Данный вопрос урегулирован в ФЗ № 2300-1, ст.18:

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  1. Потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  2. Потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  3. Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  4. Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  5. Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Возврат технически сложного товара.

Один из сложнейших аспектов в вопросе возврата товара в магазин.

Он касается как товара надлежащего качества, так и товара не надлежащего качества.

Для начала рекомендую Вам ознакомиться с закрытым перечнем технически сложного товара: «перечень №2».

В отношении технически сложного товара, потребитель не имеющий претензий к качеству товара, вернуть или обменять такой товар не может, основанием этому служит «перечень №1».

В случаи обнаружения недостатков в товаре, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, либо предъявить требования о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара (ст.18 ФЗ № 2300-1).

На этом я заканчиваю обсуждение данном темы, желаю вам Удачи!

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.